После университета: социолог как профессия

После университета: социолог как профессия

Где находят применение своим знаниям выпускники-социологи ФСН? Что нужно уметь для того, чтобы стать сотрудником крупной исследовательской компании? Ответы от первого лица на эти и другие вопросы студенты младших курсов направления «Социология» смогли получить, посетив пятничную встречу на кафедре общей социологии факультета социальных наук.

Встреча началась с выступления руководителя отдела медиаисследований «GfK-Русь» Сергея Валерьевича Кетова, который рассказал о том, что представляет сегодня собой рынок маркетинговых исследований.

Сергей Валерьевич начинал свой профессиональный путь в Уральском отделении ВЦИОМ СССР в конце 1980-х гг. Его первая должность называлась «специалист по исследованиям рынка и общественного мнения». Таких специалистов на весь Советский Союз было всего 200-300 человек. В те годы отечественные социологи проводили в среднем три исследования в месяц и всем казалось, что это достаточно много. Но прошло время, изменилась экономика, поменялся рабочий ритм и сегодня цикл социологических и маркетинговых исследований таков, что компании проводят множество исследований, некоторые в течении одного дня.

Выпускники направления «Социология», сказал С. В. Кетов, оказываются в благоприятных для трудоустройства условиях, поскольку рынок маркетинговых исследований демонстрирует постоянный рост даже в последние шесть лет, кризисных для российской экономики.

О том, каковы перспективы выпускника, получившего образование по направлению «Социология», желающего выстроить академическую карьеру, рассказал старший научный сотрудник отдела анализа социокультурных оснований политического процесса Института социологии ФНИСЦ РАН Кирилл Викторович Подъячев.

Отдел Института социологии Российской Академии Наук, в котором работает К. В. Подъячев проводит социологические исследования в регионах Российской Федерации, собирая информацию об особенностях развития российской глубинки. Эти исследования, с одной стороны, уточняют статистические данные, а с другой, позволяют выявить латентные, как сейчас принято говорить, тренды социального и экономического развития страны.

Проводя летние месяцы в командировках, сотрудники отдела обрабатывают и анализируют собранные данные, готовят статьи и монографии. Если студент-социолог намерен связать свою жизнь с наукой, то сначала ему стоит поступить в магистратуру, активно публиковать свои статьи, продолжить обучение в аспирантуре.

Приглашенный гость из Фонда «Общественное мнение», ведущий аналитик отдела некоммерческих исследований Екатерина Богомолова рассказала студентам об этапах социологического исследования и распределении функций между сотрудниками. Ее совет для молодых социологов прост: нужно уделять повышенное внимание культуре написания текстов, в нашей профессии это очень пригодится!

На встречу были приглашены выпускники разных лет кафедры общей социологии.

Евгений Андреевич Каргин получил профессию социолога на ФСН в 2012 году и продолжил свое обучение в магистратуре Карлова университета (Прага, Чехия), недавно завершил длительную стажировку в Прешовском университете (Словакия), где занимался цивилизационистикой. Сравнивая учебу в двух университетах – ПСТГУ и Карловом университете, он отметил, что знания, которые даются на факультете, позволяют свободно учиться в зарубежной магистратуре. Сегодня Е. А. Каргин работает в Информационно-аналитическом центре ФСН, готовит отчеты по социологическим исследованиям, монографии и статьи.

Его однокурсник Максимилиан Вячеславович Анисимов после окончания ФСН продолжил обучение в магистратуре Высшей школы современных социальных наук МГУ имени М. В. Ломоносова. После окончания магистратуры М. В. Анисимов окончил аспирантуру того же университета и сегодня проводит маркетинговые исследования, разрабатывает концепции продвижения товаров и услуг в компании «Братья Чебурашкины», занимающейся производством и поставками в Москву экологически чистой молочной продукции.

М. В. Анисимов рассказал о своем опыте работы, порекомендовал студентам быть очень внимательными при работе с цифрами и углубленно изучать «Excel». Умение работать в этой известной всем программе крайне востребовано, поэтому имеет смысл дополнительно изучать ее функции.

Мария Максимовна Зверева (Язынина) после окончания ФСН продолжила учебу в магистратуре Высшей школы современных социальных наук МГУ имени М.В.Ломоносова, работая параллельно руководителем проектов в аналитическом отделе ОАО «Московские информационные технологии». В этой компании часто заказывают исследования различные департаменты г. Москвы, и сотрудникам приходится регулярно готовить отчеты и визуализировать данные по итогам таких исследований. Как сказала М. М. Зверева, преимуществом на рынке труда является умение готовить информативные презентации, поэтому она рекомендует студентам уже сейчас пройти курс обучения в компаниях, профессионально занимающихся обучением подготовки презентаций, например в академии презентаций «Bonny&slide».

О требованиях современного рынка труда к социологам рассказал еще один выпускник ФСН Дмитрий Андреевич Батеев, который продолжая обучение в магистратуре по социологии ВШССН МГУ, получил большой опыт стажировок в государственных органах и коммерческих структурах.

Магистерская программа «Социология знания и социальная аналитика» ВШССН МГУ позволяет трудоустроиться в таких крупных международных IT-компаниях, как «Яндекс», «Mail.ru», «РБК». «Я интересен и государственным учреждениям, и коммерческим компаниям, — говорит Дмитрий, — Исходя из моего анализа вакансий работодателей, социологам хорошо было бы уметь программировать в «Python» и хорошо знать английский язык». Д. А. Батеев решил, что после окончания магистратуры будет работать в органах государственного и муниципального управления.

В 2011 году на «Социологию» поступила девушка-футболист, которая не могла ответить своим родителям, чем она будет заниматься, получив такую специальность. Тогда она решила, что в процессе учебы будет понятно, куда двигаться дальше. Дальше было изучение социального и культурного капитала (концепция Пьера Бурдьё) и вывод о том, что жизнь не линейна и складывается непредсказуемо. За четыре года успешной учебы в бакалавриате ФСН и два года магистратуры в ВШССН МГУ имени М. В. Ломоносова Ирина Александровна Черкунова (Соловьева) прошла практики в таких исследовательских компаниях, как «ВЦИОМ», «VALIDATA», «IPSOS».

«Постепенно пришло понимание, что работать нужно только в крупных компаниях, — говорит И. А. Черкунова, — но работать по 15 часов в день не моё». Сегодня И. А. Черкунова – руководитель проектов в службе маркетинговых исследований компании «Вкусвилл», в ее обязанности входят продажи B2B, взаимодействие с «WildBerries». Когда она пришла устраиваться на эту должность, начальник отдела, услышав о полученной специальности «социолог» и опыте практик, сказала: «Вау, супер!». «Поэтому не отказывайтесь от возможностей, вы не знаете, где и что вам может пригодиться. Своими решениями мы должны снимать социальную неопределенность», — говорит она, обращаясь к нынешним студентам.

Начав «за упокой», но закончив «во здравие», о приобретенном опыте («сыне ошибок трудных»!) поведал любимец факультета, лучезарный Иван Вячеславович Черкунов. После ПСТГУ И. В. Черкунов поступил в магистратуру Государственного университета «Дубна», где и продолжил свой путь «per aspera ad astra». Сегодня Иван на старте карьеры в сфере связей с общественностью.

Отзывы о прошедшей встречи оставили нынешние студенты. По их мнению она оказалась небесполезной. Вот некоторые из них. Светлана Дьячкова (3 курс) говорит, что подобный формат помогает сориентироваться в избранной специальности, дополняя профессиональные дисциплины. «Мне стало понятно, чему я учусь, — говорит она. – Такой разговор о профессии не менее полезен, чем сами лекции по предметам». Елизавете Рыпаловой (1 курс) выступления спикеров помогли понять какая сфера социологии ей ближе.

На кафедре общей социологии факультета социальных наук состоится еще одна встреча с сотрудниками учреждений Русской Православной Церкви, в которых востребованы знания и умения социологов. Следите за анонсами!

Заместитель декана ФСН по учебной работе
Иван Иванович Козлов