Студенты факультета социальных наук совершили паломническую поездку в Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь

Студенты факультета социальных наук совершили паломническую поездку в Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь

Образовательное паломничество — 2019. ФСН в Малоярославце

Студенты умеют всё. Оправдаться за опоздание на первую пару, обновить гардероб на стипендию через Aliexpress, за неделю написать курсовую. Поэтому деканат дал задание каждому направлению подготовить заметку об одной из сторон жизни монастыря, в котором нам предстояло прожить четыре незабываемых дня. Монастырь оказался не только местом молитвы, труда и христианского послушания, он предстал как объект изучения. Но обо всем по порядку.

20 апреля первокурсники тонкими ручейками стекались к дебаркадеру Киевского вокзала. Здесь, внизу под полузастекленной параболой, начиналась новая глава в жизни первого курса – то, самое паломничество, о котором…

Здесь, в принципе, можно продолжить и без уточнений, поскольку нам уже набило оскомину пересказывать многим поколениям первокурсников о факультетских мероприятиях. Так или иначе, сорок студентов первого курса пришли. Деканат вздохнул, работа предстояла немалая. Факультет ехал в Малоярославец, в Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь. Как водится в таких случаях, пара человек отстали и спешно строчили сообщения в ВК, пытаясь узнать, в гневе ли декан. Их коллективно успокаивали успевшие. Но вот солнце блеснуло в стеклянном «Титанике» справа, и электричка тронулась.

Вагон был забит под завязку, народ подшучивал над теми, кто запутался и поначалу приехал на Белорусский. В этот раз балалайки не было, приближалась Страстная. Как сказала одна студентка: «Мне хочется провести время с друзьями, помолиться в монастыре в дни Страстной седмицы и помочь сестрам в уборке территории к Пасхе Христовой. Тишина, друзья и отстранение от суеты — вот что можно назвать моими ожиданиями».

Два часа в пути, и мы высаживаемся. Пылим вперед пару-тройку километров дороги, той самой, по которой Кутузов шел бить французов. Идем сквозь историю города, историю страны к точке, в которой прошлое и настоящее смыкаются в отчетливый ландшафт смысла. Смогут ли студенты почувствовать дыхание вечности в череде меняющих друг друга эпох? Но пока нас ждет обед, размещение и всенощное бдение, поздняя встреча с отставшими и вечернее правило – вот и все содержание первого дня. Мы понемногу врастаем в непривычный ритм жизни. Народ расходится, девушек разместили в хостеле, в центре города, юноши остаются в паломнических домах на территории монастыря.

Утром следующего дня мы собирались на литургию праздника Входа Господня в Иерусалим. Монастырь жил своей жизнью, но наш приезд не остался незамеченным. После обеда прозвучало несколько незабываемых по мастерству исполнения песнопений хора «Отрада». Этот ансамбль детского приюта монастыря, как оказалось, получил международное признание. Ему аплодировали во многих странах мира. Сестры организовали большую экскурсию и предложили собраться вечером в духовно-просветительском центре «София», сыграть вечером в «Что? Где? Когда?» с командами воспитанниц приюта для девочек. К слову, мы заняли почетные второе и третье место. В этом же центре нам показали фильм о героическом прошлом Малоярославца в 1812 году, а днем позже духовную беседу на тему «Молодежь и пост» со студентами провел протоиерей Иоанн Онищенко.

Всматриваясь в жизнь обители, раз за разом останавливаешь взгляд на приюте «Отрада». Явление это уникальное для города, чьё население составляет 27 тысяч человек. В приюте получают гимназическое образование и воспитываются около 50 девочек, как принято говорить, из неблагополучных семей. Усилиями настоятельницы игумении Николаи, сестер и преподавателей дети, в прямом смысле слова, получают путевку в жизнь. Для выпускниц приюта совместно с Центром православных медиа РГСУ открыта бакалаврская и магистерская программы «Православная журналистика», ежегодно выпускаются студенты.

А дальше начиналась трехдневная поэма о молитве и земледелии… Нужно сказать, что писалась она в полевых условиях, можно сказать, на коленках.

К сожалению или к счастью, но на свете существуют овраги. Большие и маленькие, незамысловатые и причудливые. На особом счету стоят овраги огромные, запущенные. И уж совершенно уникальное место в овражьем табеле о рангах занимают те, на краях которых располагаются кирпичные заводы. Склоны их напоминают отвалы горной породы, битый кирпич, разбросанный шедрой рукой, покрывает все плотной коркой… Какой простор для трудового подвига! Как догадывается просвещенный читатель, именно на последний вариант и указал нам перст судьбы. Ясное дело, курсовую писать — не кирпич граблями сгребать. Вы уже смеетесь? Пора! Все бы ладно, но именно в таком овраге — чудо. В его глубине бьет источник святителя Николая. Немногие счастливицы были отправлены на огород. Еще несколько студентов отправились убирать монастырское кладбище. В общем-то в описании труда можно было бы ставить точку, но все дело в том, что студенты со всем справились, хотя и повздыхали.

Что же сопутствовало труду? Как сказала Мария Кеввай: «Долгие прекрасные службы, молитвы и Божественная благодать, проходящая в самые душевные глубины». Добавить нечего. Исчерпывающе.

И.И. Козлов, Р.М. Плюснин.

 

Ниже публикуем путевые заметки студентов

Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь расположен в 117 км. от Москвы на окраине города Малоярославец Калужской области на высоком береги реки Лужи (приток реки Протвы), на вершине Особной горы, иначе называемой Чёрным Острогом. Отсюда и название монастыря (Черноостровский).

Точная дата его основания неизвестна. Но, по преданию, в XIV веке удельными князьями Оболенскими была построена церковь во имя святителя Николая, которая ныне является главным собором монастыря. В течение следующих столетий монастырь, бывший в то время мужским, был несколько раз разрушен и в 1775 году упразднён из-за бедности. В XIX веке усердиями купца Терентия Целибеева и его племянницы монастырь начинает своё возрождение. Строителем обители был избран иеромонах Макарий (Фомин) из братии Оптиной пустыни.

В 1812 году монастырь был сожжен и разграблен в ходе Малоярославецкой битвы, которая явилась решающей в Отечественной войне с Наполеоном. Стоит отметить, что над вратами монастыря при императоре Александре I были оставлены следы французской шрапнели. Эти следы пуль и снарядов того времени сохранились до сих пор, но лик Христа, расположенный над этими же воротами, абсолютно не пострадал. В советский период, как и многие другие монастыри, Свято-Никольская обитель была упразднена. В 1992 году Черноостровский монастырь начинает возрождаться, но уже как женский. Все эти годы настоятельствует здесь игумения Николая, а это 26 лет, за которые из монастыря вышли двадцать две игумении, несущих свое послушания по всему лицу земли (даже в Америке).

На территории монастыря располагаются три храма: Никольский собор, построенный в память о победе русских войск в войне с Наполеоном Бонапартом; храм Всех Святых, в котором проводится суточный богослужебный круг; двухэтажный храм в честь Корсунской иконы Божией Матери (к сожалению, эта чудотворная икона была утеряна в ходе революции). Кроме храмов, в монастырский комплекс входит: трёхъярусная колокольня над Святыми вратами, больничные кельи, три двухэтажных монашеских и паломнический корпуса, каменная ограда, а также свое хозяйство и Святой источник. Также за стенами обители расположен храм в честь архангела Михаила.

В обители хранятся два креста-мощевика современной работы со многими частицами святых мощей, резное распятие с частицей Животворящего Древа Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня. В монастыре имеется стопа от мощей преподобного Антония Оптинского, который в течение 13 лет был настоятелем Свято-Никольского монастыря. Особо почитаются иконы с частицами мощей преподобных старцев Оптинских, преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского, преп. Феодосия Тотемского, св. Иоанна Тобольского, препмц. св. великой княгини Елизаветы Фёдоровны, Вифлеемских младенцев, Петра и Февронии Муромских. Также имеются частицы мощей Афонского старца Иосифа Исихаста, препмц. Космы Прота, убиенного латинянами и многих других угодников Божиих.

(Студенты 1 курса кафедры туризма Иван Кулаков, Варвара Дубкова, Мария Голоднова)

***

Социальная работа женского Свято-Никольского Черноостровского монастыря весьма обширна. В 1995 по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при монастыре открылся приют «Отрада», в котором воспитываются девочки-беспризорницы и дети из неблагополучных семей. Воспитанницы приюта обучаются в православной гимназии на территории обители. С недавних пор выпускницы гимназии имеют возможность продолжить обучение в филиале Российского государственного социального университета, созданном при монастыре. Хор приюта «Отрада» широко известен как в России, так и за рубежом, куда по инициативе Министерства культуры РФ выезжает с многочисленными выступлениями. При монастыре действует духовно просветительский центр «София», в котором находится интерактивный музей, повествующий о роли Малоярославца в ходе Отечественной войны 1812 года. Также в центре существуют различные студии творческой направленности как для детей приюта, так и для всех маленьких граждан города Малоярославца.

(Студенты 1 курса кафедры социальной работы Александр Иванчиков, Мария Кеввай, Кирилл Маценов)

***

В обители живет более ста монахинь и послушниц, а также около пятидесяти детей из приюта «Отрада». Каждого из них необходимо оз приюта «Отрада». Каждого из них необходимо обеспечить важными для жизни вещами: пищей, кровом, одеждой, светским и духовным образованием. Для этого в Черноостровском монастыре, как и в любом другом, существует своя хозяйственная система. В неё входят собственное производство и огороды, мастерские и туристско-паломнические объекты.

Огород, парники, оранжерея, коровники, курятники – все это и есть собственное производство монастыря. Они каждый сезон обрабатываются сестрами, послушниками и паломниками. В оранжереях выращиваются красивейшие цветы, которые позже высаживаются на клумбы обители и украшают храм по праздникам изнутри. На продажу выставляются молодые домашние животные и молочные продукты. В монастырском хозяйстве имеются 20 коров.

В Свято–Никольском Черноостровском женском монастыре работают три мастерские. В мозаичной сестры изготавливают мозаики из различных материалов: разноцветного стекла, камней и плитки. В иконописной мастерской пишутся и реставрируются иконы и расписываются деревянные яйца. В швейной – изготавливаются облачения для монахинь и священства, костюмы для детей приюта. Паломническо-туристическая деятельность заключается в привлечении и обеспечении жизни в обители паломников из России и из-за рубежа.

(Студенты 1 курса кафедры экономики Ефросиния Гневшева, Ульяна Башкирова, Артём Бурцев)

***

Уже традиционно, из года в год, наш факультет совершает паломнические поездки по монастырям, в этом году мы решили посетить Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь. Нам было очень интересно узнать мнения наших студентов об этой поездке. Мы побеседовали с половиной паломников. Проанализировав их точку зрения, мы получили общее впечатление студентов об этой поездке.

Во-первых, они в начале поездки были настроены довольно скептически. Две трети группы не хотели ехать в эту поездку. Студенты были напуганы неизвестностью, не знали, что ожидать от данной затеи. Как сказала одна из студенток: «Я не хотела ехать, так как это пугало, настораживало, никто не знал, что мы будем делать. Все это негативно повлияло на мое настроение, поэтому я считала эту поездку не лучшей для меня затеей».

Но ситуация кардинально изменилась к концу пребывания в монастыре, поездка положительно повлияла на настрой группы. Больше половины членов группы изменили свое мнение. Они стали считать, что такое путешествие необходимо для нашего курса, для духовного развития и сплочения коллектива: «Мое мнение о поездке резко изменилось в положительную сторону, это нелишний опыт в моей жизни, который наверняка изменит мои взгляды на жизнь».

Во-вторых, жизнь в монастыре помогла нашим студентам по-новому взглянуть на мир. Больше половины не знали всей тяжести жизни монахинь. Мы и не предполагали, что эти люди так много трудятся, но, трудясь для Бога и монастыря, они чувствуют себя счастливыми. Также для нас было открытием то, сколько времени они тратят на молитвы Богу: они молятся большую часть суток. Одна треть группы была удивлена этим фактом. Для остальных это было уже известно, так как они уже посещали монастыри ранее.

Посещение монастыря также оказалось полезным и для духовного развития. Четверть студентов улучшили свои навыки в чтении на церковно-славянском языке, когда произносили утреннее и вечернее правило. Мы узнали и новые молитвы. Половина студентов познакомились в эти дни с житием афонского святого – Паисия Святогорца. Его жизнь запала им в душу, студентам захотелось узнать о ней больше. Остальная часть группы знала об этом святом, для них это не стало открытием.

Проанализировав ответы студентов, можно определить модель поведения человека, приехавшего в монастырь в качестве паломника. Этот человек должен быть кротким и сдержанным, должен помогать монастырю, смиряться и пребывать в мирном духе. Как сказал один из студентов: «В монастыре не нужно выказывать свои правила, нужно подчиняться уже установленным здесь». Почти вся группа приняла такую модель поведения. Больше половины смогли ею овладеть в значительной мере, треть будут стараться ей следовать и в повседневной жизни. Четверть группы не смогли подчиниться ей в полной мере или же сделали это частично, но будут стараться следовать ей в будущем. Но, в то же время, две трети паломников считают, что такое поведение несовместимо с поведением человека, живущего в большом городе, поэтому после возвращения в город следовать такой модели поведения они не планируют.

(Студенты 1 курса кафедры общей социологии Ксения Мизина, Анна Игнатенко)